Кружок «Умка»
Программа кружка«Умка»
Программа рассчитана на учащихся 1 – 3 классов.
Срок реализации программы — 1 год.
Автор программы: Сайдлер Марина Павловна — учитель начальных классов.
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Актуальность работы кружка: необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.
Цели программы:создание условий для формирования интеллектуальной активности.
Задачи программы:
— способствовать расширению кругозора,
— развивать мотивацию к познанию и творчеству,
— формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся,
— обучать младших школьников работе с различными источниками информации,
— развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
Отличительные особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют… При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Участники образовательной программы: учащиеся 1 – 3 классов школы.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 34 недели по 3 учебных часа. Занятия проводятся 3 раза в неделю.
Основные виды деятельности:
— решение логических задач по разным отраслям знаний,
— работа с различными источниками информации,
— составление собственных логических задач, ребусов, головоломок.
Предполагаемые результаты:
— повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
— формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации,
— развитие коммуникативной компетентности детей.
Формы проверки результативности занятий:
— выпуск книг,
-самоделок собственных логических заданий,
— подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе,
— участие в интеллектуальных играх.
Форма подведения итогов реализации программы: открытый интеллектуальный марафон.
Разделы программы:
— языковые логические задачи (14ч);
— прямой и переносный смысл речевых оборотов (15ч);
— математические логические задачи (16ч);
— логические задачи на применение общих знаний (15ч);
— составление математических стенгазет (14ч);
— упражнения на развитие речи (15ч);
— гадай смекай отгадывай (13ч).
Каледарно — тематическое планирование занятийкружка « Умка»
№ занятия | Тема занятия | Содержание занятия |
1-8 | Наши имена | Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов |
9-14 | Прятки с предлогами | Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги |
15-19 | Что скрывает сорока? | Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа |
20-22 | Что бы это значило? | Обучение решению и составлению рисуночных ребусов |
23-27 | Карусель загадок | Обучение разгадыванию и составлению загадок |
28-31 | Загадки — шарады | Обучение разгадыванию шарад |
32-38 | Путешествие в сказку | Решение загадок и логических задач о сказочных героях |
39-44 | Секреты анаграммы | Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению |
45-49 | Крылатые слова | Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением |
56-58 | Пословица недаром молвится | Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц |
59-65 | Шиворот — навыворот | Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними |
66-70 | Волшебный квадрат | Обучение решению и составлению «магических» квадратов |
71-79 | Игры со спичками | Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач |
80-86 | Весёлая арифметика | Решение и составление задач- шуток |
87-93 | Умные цепочки | Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего» |
94-97 | Что увидел Шерлок Холмс? | Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей |
98-102 | Магазин головоломок | Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон |
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют; возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.
Познавательная игра — это активное познание мира; облечённое в яркую игровую форму.
В организационном плане познавательная игра — коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.
По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр:игры-конкурсы,игры-путешествия,игры-читателей,почемучкины игры.
Выигрыш или проигрыш в игре- состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание читать, узнавать новое, расширять свой кругозор.
Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности.
Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.