Родителям о ФГОС
Уважаемые родители первоклассников!
С 1 сентября 2011 года Ваш ребенок начнет обучаться в первом классе по новому стандарту. Что понимается под стандартом? Понятие «стандарт» впервые появилось в российском образовании в начале 90-х. Стандарт утверждает то, что школьники должны знать и уметь на определенных ступенях своей учебы. За прошедшие годы школе было предложено несколько вариантов стандартов нового поколения, над которыми работали ученые и практики. Они представляли собой обязательный минимум тех знаний, умений и навыков, которые должен освоить ученик к конце каждого периода обучения. Но уже в начале 2000 года стало ясно, что российская система общего образования отстает от мировой практики и становится неконкурентоспособной. Назрела необходимость перемен, и потому с 2005 года началась разработка стандартов нового поколения. Чем отличается новый стандарт от предыдущих? Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности младшего школьника. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Еще одна особенность нового стандарта в том. что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь их число расширено. С момента поступления ребенка в школу должен заключаться трехсторонний договор между родителями, директором учреждения и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Так, например, родители обязаны обеспечить посещение ребенком уроков, выполнение домашнего задания, сообщать о причинах отсутствия ребенка на занятиях, посещать родительские собрания. У школы больше обязанностей, и главная -предоставить ученикам бесплатное качественное образование. Муниципалитет берет на себя содержание школы, а также содействует родителям и учащимся в получении образования в необходимой форме. Какие требования выдвигает новый стандарт? Стандарт выдвигает три группы требований:
1) Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании начальной школы.
2) Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов:
— личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);
— метапредметных (универсальные учебные действия);
— предметных (система основных знаний).
Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли ею применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.
3) Требования к условиям: реализации основной образовательной программы начального общего образования. Раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, кадровые и финансовые ресурсы. В новом стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям.
В чем заключается основной результат обучения в начальной школе? Начальная школа является фундаментом всего последующего обучения ребенка. В качестве основного результата обучения в начальной школе выступаем овладение набором универсальных учебных действий (планирование действий, поиск необходимой информации, постановка вопросов, разрешение конфликтов, моделирование и др.). Овладение универсальными учебными действиями дает школьникам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Как будет организован процесс образования в первом классе? Стандарт предполагает организацию в образовательном учреждении, как первой, так и второй половины дня. В первой половине дня первоклассники будут изучать учебные предметы (обучение чтению, обучение письму, математику и др.) Во второй половине дня будет организована внеурочная деятельность по разнообразным направлениям развития личности Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей На внеурочную деятельность отводится десять часов в неделю во второй половине дня. т.e. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не будут относиться к обязательной учебной нагрузке.