Анализ учебно-воспитательного процесса
2. АНАЛИЗ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Применяя в своей работе разнообразные формы обучения, учителя создали все необходимые условия для реализации обучения детей с разными способностями, с разной степенью усвоения учебного материала.
Коррекция методов и приемов обучения проводилась по рекомендации психолого-педагогической службы школы.
В течение 2011-2012 учебного года в школе осуществлялся педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения и образования по ступеням обучения, анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в работе педагогического коллектива по обучению учащихся и их причин.
Мониторинг качества обучения и образования
Показатели |
Технология |
Сроки |
Ответственные |
Выход |
Уровень сформирован-ности обязательных результатов обучения |
Посещение уроков по программам наблюдения. Административные контрольные работы, тесты, муниципальные работы и т. д. Сравнительный анализ |
В течение года по плану работы школы |
Директор, зам. директора по УВР, руководители ШМО |
Справки, диаграммы. Совещание при зам. директора по УВР. Педагогический совет (анализ итогов года). |
Качество знаний учащихся |
Государственные экзамены, ГИА_9 с использованием механизмов независимой оценки знаний. Сравнительный анализ итогов года по предметам с результатами прошлых лет |
Экзамены Конец года |
Зам. директора по УВР. Зам. директора по УВР |
Педагогический совет (анализ итогов года). Анализ итогов года |
Общая и качественная успеваемость |
Отчеты учителей по итогам четверти и года. Сравнительный анализ итогов года по предметам с результатами прошлых лет. Сравнительный анализ итогов года с результатами прошлых лет по классам. |
Конец четверти, года. Июнь Июнь |
Зам. директора по УВР. |
Педагогический совет Анализ итогов года. Анализ итогов года. |
Степень готовности выпускников основной школы к продолжению образования |
Классно-обобщающий контроль (срезы знаний по всем предметам, анкетирование, тестирование, собеседование) |
По плану работы школы |
Зам. директора по УВР. |
Совещание при директоре. |
Степень готовности выпускников основной школы к итоговой аттестации, ГИА_9 |
Посещение уроков. Анкетирование. Предварительный контроль. Проверка документации. |
В течение года. Март-апрель. Апрель. Апрель-май. |
Зам. директора по УВР. |
Совещание при директоре. |
Степень готовности выпускников начальной школы к обучению на второй ступени обучения |
Посещение уроков, собеседование |
Январь-май. Сентябрь |
Зам. директора по УВР. |
Малый педсовет |
Устройство выпускников |
Сопоставительный анализ поступления в колледжи. |
Август-сентябрь |
Зам. директора по ВР, зам. директора по соц. защите. |
Совещание при директоре. |
Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в 2011-2012 учебном году явились:
— состояние преподавания учебных предметов;
— качество ЗУН учащихся; формирование УУД,
— качество ведения школьной документации;
— выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных контрольных работ;
— подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основной школы;
— подготовка к ГИА_9 с использованием механизмов независимой оценки знаний;
— выполнение решений педагогических советов и совещаний.
Формы контроля, использованные в 2011-2012 учебном году:
— классно-обобщающий контроль в 5 классе (фронтальный вид контроля, т.е. контроль за деятельностью учителей, классных руководителей), уровень ЗУН;
— обзорный контроль (тематический) – состояние школьной документации, контроль календарно-тематического планирования и программ, календарно-тематического планирования дополнительных занятий за счет часов школьного компонента, надомного обучения; выполнение программ и минимума контрольных, проверочных и лабораторных работ по всем предметам; организация повторения учебного материала за курс начальной школы в 5-х классах; организация работы элективов, индивидуальных консультаций; организация итогового повторения, подготовка к ГИА_9; посещаемость занятий учащимися; работа с отстающими и «трудными» учащимися; готовность к проведению лыжной подготовки;
— административный контроль за уровнем знаний и умений по предметам – стартовый контроль, рубежный контроль (по четвертям, полугодиям), итоговый контроль (годовой на конец учебного года в переводных классах), предварительный контроль (перед экзаменами в выпускных классах), итоговый контроль (итоговая аттестация в выпускных классах);
— комплексно-обобщающий контроль – контроль за состоянием методической работы в школе, работой с мотивированными учащимися на уроке и во внеурочной деятельности.
анализ учебно-воспитательного процесса по результатам проверки ЗУН
Анализ учебно-воспитательного процесса по результатам проверок ЗУН учащихся производился в различной форме:
— срезы знаний по предметам;
— мониторинг по русскому языку и математике в рамках проекта «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения выпускниками общеобразовательных программ».
Одним из главных статистических показателей работы являются результаты итогового контроля. Для итогового контроля уровня знаний уч-ся 5-9-х классов за 2011-2012 учебный год были выбраны традиционные формы: итоговые контрольные работы и итоговые тесты.
Итоги переводных экзаменов в 5-8, в 2011-2012 учебном году.
Кл. |
Предмет |
Дата проведения |
Кол – во в классе |
Сдавали |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Усп. |
Ф.И.О. учителя |
5 |
Русский язык |
22.05.13 |
3 |
3 |
— |
2 |
1 |
— |
100 |
Гладких Т.П. |
Математика |
24.05.13 |
3 |
3 |
— |
2 |
1 |
— |
100 |
Никишина А.С. |
|
6 |
Русский язык |
22.05.13 |
2 |
2 |
— |
1 |
1 |
— |
100 |
Машьянова Л.Г. |
Математика |
23.05.13 |
2 |
2 |
— |
1 |
1 |
— |
100 |
Никишина А.С |
|
7 |
Русский язык |
22.05.13 |
5 |
5 |
1 |
2 |
2 |
— |
100 |
Машьянова Л.Г. |
Математика |
18.05.13 |
5 |
5 |
1 |
2 |
1 |
1 |
80 |
Никишина А.С. |
|
8 |
Русский язык |
18.05.13 |
1 |
1 |
— |
— |
— |
1 |
0 |
Машьянова Л.Г. |
Математика |
22.05.13 |
1 |
1 |
— |
— |
1 |
— |
100 |
Никишина А.С. |
|
Физическая культура |
08.06.13 |
1 |
1 |
— |
— |
1 |
— |
100 |
Диденко В Н. |
Учителям – предметникам организовать системную индивидуальную работу (индивидуальные маршруты) со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися по ликвидации пробелов в ЗУН учащихся, на уроках организовать системное повторение ранее изученного материала, организовать мониторинг успеваемости этих учащихся.
Администрации школы взять под административный контроль работу учителей со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Рекомендации:
В связи с выявленным снижением качества знаний по русскому языку и математике в следующем учебном году следует рассмотреть на заседаниях наиболее трудные для учащихся темы, глубже проанализировать причины затруднений учащихся, провести работу по поиску новых методических подходов к изложению трудных для учащихся. Кроме того, проводились срезы знаний в 5 — 9-х классах:
по плану мониторинга: в 4 — 8-х классах — по математике и русскому языку, в 9-х классах – по русскому языку, математике в формате ГИА, региональные экзамены- комплексная работа в 4 классе, экзамены по русскому языку и математике- в 7 — 8 классах.
Итоги региональных экзаменов в 7,8, 4 классах по русскому языку и математике
Кл. |
Предмет
|
Кол – во уч-ся
|
2011/2012 учебный год |
||||||
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
|
Успев. |
КЗН |
|||
7
|
Русский язык
|
5 |
1 |
2 |
2 |
— |
|
100 |
60 |
7 |
Математика |
5 |
1 |
2 |
2 |
— |
|
100 |
60 |
8 |
Русский язык |
1 |
|
|
1 |
— |
|
100 |
0 |
8 |
Математика |
1 |
|
|
1 |
— |
|
100 |
0 |
Компл. работ 4 |
I часть |
|
|
|
|
|
|
|
|
II часть |
|||||||||
Компл. работа 4
|
I часть Русский язык Чтение |
1 1
|
— — |
— — |
— — |
— — |
|
100 100 |
100 100 |
II часть Математика Окруж. мир |
1 1 |
— — |
— — |
— — |
— — |
|
100 100 |
100 100 |
Работы анализировались, обсуждались на заседаниях объединений и на совещаниях при заместителе директора по УВР.
Предварительный контроль готовности к итоговой аттестации выпускников основной школы проводился в виде административных итоговых работ:
в 9-х классах — по русскому языку, математике.
Итоги экзаменов в 9 классе
Предмет
|
|
||||||
|
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Успев. |
КЗН |
|
Физическая культура (практика теория)
|
4 — |
3 7 |
1 1 |
— — |
100 100 |
87,5 87,5 |
|
Русский язык (ГИА) |
— |
5 |
3 |
— |
100 |
62,5 |
|
Математика (ГИА) |
— |
4 |
4 |
— |
100 |
50 |
|
Физика (традиц. форма) |
— |
4 |
4 |
— |
100 |
50 |
|
История (традиц) |
|
5 |
3 |
— |
100 |
62,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сравнительные данные по предметам по итогам
2011/12 учебного года
Мониторинг успеваемости учащихся по предметам.
Предмет |
2011/2012 |
|
% обученности |
% качества |
|
Русский язык |
100 |
39,4 |
Литература |
100 |
62,4 |
Алгебра |
98 |
32,1 |
Геометрия |
98 |
42 |
Физика |
100 |
46,8 |
Химия |
100 |
32 |
Биология |
99 |
62 |
История |
98,8 |
52 |
Английский язык |
100 |
41,2 |
География |
100 |
62 |
Информатика |
100 |
65,7 |
ОБЖ |
100 |
75 |
ИЗО |
100 |
91 |
Технология |
100 |
89 |
Природоведение |
100 |
100 |
Черчение |
100 |
75 |
Музыка |
100 |
91 |
Физическая культура |
100 |
85,9 |
Обществознание |
98,7 |
31 |
По сравнению с прошлым годом наблюдается отрицательная динамика по русскому языку и математике.
На результаты обучения, развитие учащихся оказала влияние сложившаяся в школе система внеурочной деятельности по учебным дисциплинам. Проводились предметные недели, индивидуально-групповые занятия.
Результаты промежуточного, рубежного, итогового контролей позволили установить динамику формирования конечных результатов, вскрыть недостатки, установить их причины.
Итоги контроля уровня ЗУН свидетельствуют о том, что значительное число учащихся овладели учебными программами, показали знания, соответствующие государственным стандартам.
В этом учебном году продолжает совершенствоваться система внеурочного образования, в основном, за счет подготовки к ГИА_9 и факультативных курсов.
Причины, влияющие на снижение качества преподавания:
— недостаточная работа учителей-предметников по предупреждению типичных затруднений учащихся в усвоении базового учебного материала;
— затруднения учителей, связанные с методикой формирования на уроке УУД;
— большинство педагогов недостаточно хорошо представляют требования образовательных стандартов. Во-первых, учителя продолжают ориентироваться, в основном, на формирование знаний, не учитывая, что акцент в содержании образования сместился на функциональность знаний – их применение в стандартных и в новых ситуациях. Во-вторых, часть педагогов ориентируется на реализуемую ими программу, забывая, что главным ориентиром должен быть стандарт. По этой причине задания базового уровня некоторые педагоги относят к сложным, ссылаясь на то, что они не предусмотрены программой.
— проблема межличностных отношений «учитель-ученик».
Общий вывод.
Качество подготовки учащихся соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов .