Свежие комментарии
    Рубрики
    Счетчики


    Яндекс.Метрика




    postheadericon Немножко магии, немножко науки

    Не давно просматривая http://www.google.ru/reader/ увидел интересное!!!! И так захотелось поделиться увиденным что не смог устоять и скопировал, все материалы взяты отсюда http://ibigdan.livejournal.com/10320825.html. Да, если бы не только иногда, а постоянно проходили такие уроки в школах!

    На днях в 4-й лицей г.Кременчуга нагрянула «Весёлая Наука». Как написано у них на сайте: «Веселая наука» — это тайная организация, которая обнажает скрытые секреты Природы, шпионит за самыми современными научными изобретениями и разрабатывает образ Сверхчеловека будущего: Человека опытного, сообразительного, изобретательного и любознательного 🙂

    Ну а если серьёзно, то это научное шоу, предназначенное для детей и раскрывающее некоторые тайны химии и физики. Посмотреть, как выглядит такое шоу в школе, можно в этом отчёте.

    В классе было около 30 детей и стоял привычный для этого класса гвалт 🙂 Но опытные учёные Крокодил и Лампочка мгновенно взяли инициативу в свои руки:

    Крокодил настаивал на том, что всё что они делают — это магия, а Лампочка утверждала, что это наука и что даже дети смогут объяснить суть опытов. Например «сжигание денег»: 200 гривен погружаются в некий раствор (Крокодил назвал его «кровью дракона») и поджигаются:

    Секунд 10 горят — и вуаля:

    Увы, дети в 4-м классе уже довольно грамотные и тут же объяснили Крокодилу, что никакая там не «кровь дракона», а спирт с водой: спирт испаряется и горит, а вода не позволяет бумаге загореться. Опечаленный Крокодил решил поразить детей другим опытом:

     

    Чего-то насыпал (именно насыпал, а не налил) в трубочку и пыхнул пламенем. Ну прямо не крокодил, а дракон:

    Вот это дети не смогли разгадать (да и я тоже). Оказывается, это был не бензин и не спирт, а споры ликоподий (растение такое).

    Дальше игры с огнём продолжились в ключе «как разные вещества влияют на огонь». Ну например почему брызгающая корка апельсина вызывает в огне вспышку?

    Ну да, вы знаете об эфирных маслах 🙂 Дети не знали.
    Затем на горелку крошили металлическую стружку и во все стороны летели искры (собственно так работает «бенгальский огонь»).

    А здесь на огонь сыпят медный купорос, и огонь зеленеет:

    Удивительно, но медный купорос дети опознали 🙂 Фрагментарные знания в химии присутствуют (напоминаю, это 4-й класс, всего лишь начальная школа).

    А вот из этого оранжевого порошка (бихромат аммония) делается вулкан:

    Натурально так извергается:

    Загадочный цветок — был белым, а когда на него побрызгали прозрачной жидкостью, вдруг посинел:

    Оказывается, цветок был смазан фенолфталеином (кстати, это знакомый вам пурген), а брызгали на него щёлочью. То есть повторить такой фокус можно и дома 🙂

    Дальше был целый цикл экспериментов со щёлочью, кислотой и индикаторами:

    Здесь красный индикатор добавляют в щелочной раствор:

    И раствор зеленеет:

    А знаете, что это за индикатор? Всего лишь сок красной (фиолетовой) капусты. Можете дома «пошутить» — сделать зелёный омлет 🙂 Дело в том, что яйца — это слабощелочная среда, так что при добавлении к ним сока красной капусты они позеленеют. А если взять перепелиные яйца (нейтральная среда) — посинеют:

    «Стоп — почему это в нейтральной среде красный сок посинеет?» — спросите вы. Потому что изначально сок у капусты синий, но стоит ему денёк постоять в бутылочке и он окисляется, при этом меняя цвет на красный. Но если разбавить водой — опять синеет.

    А это реакция с кислотой — с уксусом:

    Особую прелесть этой серии опытов добавляет то, что все ингридиенты есть на кухне 🙂

    Далее изучали понятие «плотность». Что будет, если масло вылить в воду? Правильно — растечётся по воде тонкой плёнкой. Причина — плотность масла ниже, чем плотность воды. Но если мы смешаем спирт (низкая плотность) с водой:

    И в этот раствор пипеткой опустим пару капель масла (можно взять любое, но у хлорофиллиптового красивый цвет, да и продаётся в любой аптеке):

    То масло «зависает» посреди ёмкости в виде двух шариков, потому что его плотность примерно равна плотности водно-спиртового раствора:

    Точно так же добавляем облепиховое масло (тоже есть в каждой аптеке, тоже красивый цвет):

    И получаем планетную систему 🙂 Теперь, если в раствор подливать по очереди спирт (снижается плотность) и воду (повышается), то «планеты» будут опускаться на дно и всплывать.

    Следующий опыт: в высокий сосуд наливаются жидкости с разной плотностью: кетчуп, вода, сливки (с ними не получилось — сливки из магазина — фуфло, они просто смешались с водой), масло подсолнечное и спирт:

    Вся эта аццкая смесь располагается слоями, демонстрируя нам разницу в плотности:

    теперь туда можно бросать монетки, спички, апельсиновые корки, яичную скорлупу и яичный белок — и всё это для того, чтобы посмотреть, на каком слое остановится брошенный предмет 🙂

    К примеру апельсиновая корка утонула в спирте, но плавает на масле:

    Ещё эксперимент: подкрашенная вода и масло наливаются в два разных стакана. Задача: поменять содержимое стаканов местами:

    Легко: стакан с водой накрывается листом бумаги, переворачивается (заодно читается лекция о поверхностном натяжении и возникающем возле дна стакана разрежении):

    Затем листик убирается и жидкости меняются местами — более плотная вода стекает вниз, вытесняя масло:

    Дети завороженно наблюдают:

    Ещё о поверхностном натяжении: в банку, закрытую марлей, наливается вода:

    Банка переворачивается… а вода не вытекает:

    Сил поверхностного натяжения воды, разрежения внутри банки и атмосферного давления достаточно, чтобы удерживать воду внутри.
    Но если банку чуть-чуть наклонить — то вода падает стремительным домкратом:

    В ёмкость насыпается немного белого порошка (не кокаин) и льётся много воды:

    Всё льётся и льётся… порошка становится всё больше, а воды всё меньше:

    И в результате вот такое:

    По виду, консистенции и наощупь напоминает снег. И действительно, акриловый полимер aka «сверхпоглотитель» используется при создании искуственных снежных трасс.

    Впрочем, его тоже можно найти дома — в обычных памперсах 🙂

    Вот так мы плавно перешли к полимерам. Вообще программа длилась два часа, даже пришлось делать перерыв, потому что у детей от перевозбуждения крышу сносило 🙂 Шум, гам, восторг — пришлось отпустить погулять на 15 минут.

    В следующем опыте использовался полимер альгинат натрия (его добывают из морской капусты), который тонкой струйкой выливали в хлорид кальция:

    В результате происходило «гелеобразование» — молекулы полимера сцеплялись между собой и получались вот такие вот червяки:

    Кстати, если лить полимер не струйкой, а капельками, то можно сделать красную икру:

    Именно такой полимерной икрой бодяжат настоящую 🙁 Плюс ароматизаторы и пищевые красители, конечно. Если долго гоняешь во рту икринку и никак не можешь её раскусить — то поздравляю, это она.

    Как думаете, что будет, если смешать буру (здесь она подкрашена салатовой люминисцентной краской):

    и поливиниловый спирт (похож на клей пва, но не он):

    Получится любимая детская игрушка — лизун 🙂

    Всем детям выдали по стаканчику и позволили сделать лизуна самостоятельно:

    Счастью не было предела 🙂

    Натрия ацетат (перенасыщенный раствор). У него интересное свойство — он жидкость, но при любом внешнем воздействии (достаточно в него палец засунуть) кристаллизуется:

    При этом активно выделяет тепло:

    Узнали?… Да, китайские химические грелки, которые нужно кипятить 🙂

    Следом пришла очередь жуткого холода. Температура замороженной углекислоты (aka «сухой лёд») — минус 79oC:

    Техника безопасности: руками не трогать, обожжёшься!

    А вот подуть можно:

    Для сухого льда жидкость комнатной температуры — как кипяток, он начинает очень быстро таять, превращаясь… ну разумеется, в углекислый газ:

    Дышать можно, но недолго:

    Куда интереснее добавить в лёд моющего средства:

    И кипятка, чтобы ускорить процесс таяния:

    Горшочек, не вари 🙂

    А если просто кипятка, без «Фейри», то начнётся задымление:

    Восторг неописуемый 🙂 Визг стоял такой, что учителя из соседних кабинетов прибегали.

    И наконец финальный аккорд: берём обычный яблочный сок, разливаем по стаканчикам и в каждый бросаем по льдинке:

    Что получится? Газировка 🙂 С помощью углекислоты и делают все газированные напитки.

    Чтобы ненароком не глотнуть лёд, пить нужно только через трубочку:

    Собственно и всё. Я очень коротко пересказал суть проводимых опытов — по каждому рассказывалось гораздо больше, объяснялось «как это работает», приводились примеры из жизни и т.д. Шоу очень увлекательное, когда в конце классный руководитель спросила у детей «Вам понравилось?», от крика «Дааааа!!!!!» дрожали стёкла 🙂 Я давно не видел такого восторга у детей, разбалованных современными гаджетами и развлечениями. Химия хороша тем, что можно своими руками сделать что-то новое 🙂

    Причём это была всего одна из пары десятков программ, которые есть у «Весёлой науки» в ассортименте. Можно сделать выступление не только в школе, есть, например, программа для дня рождения (мой сын уже заказал, сказал что больше никаких подарков не надо), есть новогодний вариант, есть семинары — на любой вкус и на любой возраст. И не так уж и дорого, если раскидать сумму на тридцать детей.

    Оставить комментарий

    Рубрики