Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях.
Личность, по определению Л. С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции, а именно творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все эти стороны обнаруживаются только в деятельности и в отношениях и общении с другими людьми. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», сущностный смысл которой раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.
В процессе социализации, имея возможность проявить себя, ребенок примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.
Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.
В соответствии с этими функциями мы и попытались создать программу «Воспитания и социализации», так как воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации. Надо сказать, что в настоящее время актуальным становится вопрос о создании единого воспитательного пространства, об активном включении в процесс воспитания родителей, системы дополнительного образования.
Программа учитывает востребованность научного потенциала для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики, а также современные подходы к организации воспитания, в которых педагог выступает как активное начало наряду с активным ребенком.
Принципы реализации воспитательной системы:
Для реализации воспитательной системы школы, учитывая социальный состав ученического и родительского коллективов, использованы такие принципы, как
1. Принцип гуманизма;
2. Принцип социального закаливания;
3. Принцип сотрудничества;
4. Принцип ценностной ориентации
Принцип гуманизма. Признание ценности реального ученика с его сильными и слабыми сторонами ориентирует на педагога признание за учеником права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность. Каждый учащийся, отличаясь от других по своим способностям, обладая своими интересами и присущей только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике, как человеческое достоинство.
Условия реализации принципа.
- Добровольное включение ребенка в ту или иную деятельность;
- Возможность свободно выбирать способы и средства достижения цели;
- Учет интересов, потребностей и способностей каждого ребенка;
- Подготовленность детей к социальной самозащите;
Правила реализации принципа в практической деятельности
- Опора на активную позицию ребенка, его самостоятельность, инициативу;
- Уважение личности ребенка;
- Призыв ребенка к добру;
- Защита интересов учащегося и помощь ему в решении его актуальных проблем;
- Каждый ребенок ЛИЧНОСТЬ независимо от его жизненных ориентиров, от приверженности его к тем или иным социально-нравственным взглядам.
Принцип социального закаливания ориентирует на включение детей в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешения противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции ученика.
Условия реализации принципа.
- Создание позиции вопроса, не исчерпывающегося никаким особенным ответом
- Включение детей в решение проблем в реальных и моделируемых ситуациях выбора
- Стимулирование научного и морального познания и самопознания учащихся
Правила реализации принципа в практической деятельности
- Решение проблем С детьми, а не ЗА детей;
- Не «предусматривание» возможных трудностей, а воспитание способности к их преодолению;
- Воспитание воли учащихся: волевых усилий не будет у ребенка завтра, если их не воспитать сегодня;
- Воспитание чувства детей: не только радость за успех, но и переживания за неудачи воспитывают человека;
- Оказание помощи в анализе реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации.
Принцип сотрудничества ориентирует педагогов и родителей на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей. Данный принцип означает постоянство внимания педагога к развитию потребностей учащихся с СОучастии, в СОдействии, в СОоценке, в СОпонимании.
Условия реализации принципа.
- Определение доминирующей и социально значимой цели деятельности коллектива, объединяющей педагогов, детей и родителей;
- Развитие детского самоуправления , инициативы и самостоятельности детей и взрослых;
- Формирование позитивного отношения к Человеку;
- Воспитание ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ в среде педагогов, учащихся и родителей.
Правила реализации принципа в практической деятельности
- Школа-второй дом для ребенка: он должен ощутить сопричастность к успехам и неудачам коллектива;
- Помощь друг другу: педагоги и учащиеся – члены одного коллектива
- Доверие детям, а не игра в доверие;
- Развитие у детей потребности во взаимопонимании;
- Соучастие в жизни ребенка: равнодушный педагог «рождает» равнодушных учащихся;
Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию аксиологического (ценностного) общения учащихся, в процессе которого они как приобщаются к ценностям, «сливаются» с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного «Я»
Условия реализации принципа
- Предъявление детям «очеловеченной» социальной жизни с её противоречиями;
- Организацией поиска ценностей, становящихся ориентациями учащихся в бытии, в его познании, в его духовном и практическом преобразовании;
- Реализация учащимися ценностных ориентаций как деривата (производное) обретенной ими свободы;
- Постановка перед учащимися проблем, ценностное осмысление которых выводит их в широкий социокультурный контекст, с противоречиями которого сталкивается рефлектирующий (размышляющий) ученик;
Правила реализации принципа в практической деятельности
- Открытие перед детьми принципиально новых «измерений» мира, себя и другого, раскрывающие смысл существования человека, который и есть требующая решения проблема;
- Наполнение внутреннего мира учащихся ценностями, которые упорядочивают их отношения с действительностью, вносят упорядоченность в осмысляемое бытие, в ценностные критерии;
- Введение учащихся в мир альтернативных ценностей, выбор которых становится безусловным благом для себя и для других
Принципы реализации воспитательной системы позволяют сформулировать цель воспитательной деятельности школы — воспитание Человека, способного строить собственную жизнь, умеющего решать проблемы и адаптироваться в современных социальных условиях, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.
Задачи:
- Осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;
- Развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;
- Формирование умения самовоспитания и самообразования;
- Обеспечение ребенку условия для максимальной самореализации;
- Формирование веры в себя;
- Создание воспитательно-образовательной среды, формирующей у учащихся потребность в самосовершенствовании;
- Создание в школе благоприятной психологической атмосферы, способствующей раскрытию потенциала каждого ребенка, формирование положительной «Я-концепции» личности;
- Развитие школьного ученического самоуправления, активизация деятельности школьников;
- Сохранение и приумножение школьных традиций;
- Формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников
- Расширение взаимодействия с различными учреждениями и организациями с целью привлечения специалистов в различные сферы воспитательной деятельности.
Приоритетными направлениями деятельности являются:
- Формирование в коллективах отдельных классов и школы в целом климата психологической безопасности путем осознанной деятельности детей и взрослых.
- Активизация мер по повышению роли воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
- Повышение профессионального уровня воспитательной деятельности, создание условий для профессионального роста и творчества педагогов в воспитании.
- Формирование эффективной системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности; работа с семьями, находящимися в социально опасном положении и группы риска.
- Профилактика правонарушений, преступлений и бродяжничества несовершеннолетних.
- Активизация деятельности школьного актива и ученического самоуправления.
- Активизация деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Расширение взаимодействия с организациями и учреждениями города, СМИ.
Поставленная основная цель воспитания и социализации и вытекающие из нее задачи реализуются при помощи воспитательной программы «Я и мир вокруг», состоящей из следующих подпрограмм:
- Я-гражданин;
- Я в мире знаний;
- Я – человек;
- Я в мире прекрасного;
- Я в мире природы;
- Я и мое здоровье
- Я и моя семья.
Каждая подпрограмма имеет свои задачи, содержание, определенные формы деятельности.