Свежие комментарии
    Рубрики
    Счетчики


    Яндекс.Метрика




    postheadericon Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.

    Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.

    Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях.

    Личность, по определению Л. С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции, а именно творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все эти стороны обнаруживаются только в деятельности и в отношениях и общении с другими людьми. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

    Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», сущностный смысл которой раскрывается на  пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.

    В процессе социализации, имея возможность проявить себя, ребенок примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. О достаточно хорошем уровне  социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично,  без демонстративности и без самоуничижения.

    Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно  контролируемой социализации. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

    В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.

    В соответствии с этими функциями мы и попытались создать программу «Воспитания и социализации», так как воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации. Надо сказать, что в настоящее время актуальным становится вопрос о создании единого воспитательного пространства, об активном включении в процесс воспитания родителей, системы дополнительного образования.

    Программа учитывает востребованность научного потенциала для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики, а также современные подходы к организации воспитания, в которых педагог выступает как активное начало наряду с активным ребенком.

    Принципы реализации воспитательной системы:

    Для реализации воспитательной системы школы, учитывая социальный состав ученического и родительского коллективов, использованы такие принципы, как

    1. Принцип гуманизма;

    2. Принцип социального закаливания;

    3. Принцип сотрудничества;

    4. Принцип ценностной ориентации

    Принцип гуманизма. Признание ценности реального ученика с его сильными и слабыми сторонами ориентирует на педагога признание за учеником права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность. Каждый учащийся, отличаясь от других по своим способностям, обладая своими интересами и присущей только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике, как человеческое достоинство.

    Условия реализации принципа.

    • Добровольное включение ребенка в ту или иную деятельность;
    • Возможность свободно выбирать способы и средства достижения цели;
    • Учет интересов, потребностей и способностей каждого ребенка;
    • Подготовленность детей к социальной самозащите;

    Правила реализации принципа в практической деятельности

    • Опора на активную позицию ребенка, его самостоятельность, инициативу;
    • Уважение личности ребенка;
    • Призыв ребенка к добру;
    • Защита интересов учащегося и помощь ему в решении его актуальных проблем;
    • Каждый ребенок ЛИЧНОСТЬ независимо от его жизненных ориентиров, от приверженности его к тем или иным социально-нравственным взглядам.

    Принцип социального закаливания ориентирует на включение детей в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешения противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции ученика.

    Условия реализации принципа.

    • Создание позиции вопроса, не исчерпывающегося никаким особенным ответом
    • Включение детей в решение проблем в реальных и моделируемых ситуациях выбора
    • Стимулирование научного и морального познания и самопознания учащихся

    Правила реализации принципа в практической деятельности

    • Решение проблем С детьми, а не ЗА детей;
    • Не «предусматривание» возможных трудностей, а воспитание способности к их преодолению;
    • Воспитание воли учащихся: волевых усилий не будет у ребенка завтра, если их не воспитать сегодня;
    • Воспитание чувства детей: не только радость за успех, но и переживания за неудачи воспитывают человека;
    • Оказание помощи в анализе реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации.

    Принцип сотрудничества ориентирует педагогов и родителей на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей. Данный принцип означает постоянство внимания педагога к развитию потребностей учащихся с СОучастии, в СОдействии, в СОоценке, в СОпонимании.

    Условия реализации принципа.

    • Определение доминирующей и социально значимой цели деятельности коллектива, объединяющей педагогов, детей и родителей;
    • Развитие детского самоуправления , инициативы и самостоятельности детей и взрослых;
    • Формирование позитивного отношения к Человеку;
    • Воспитание ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ в среде педагогов, учащихся и родителей.

    Правила реализации принципа в практической деятельности

    • Школа-второй дом для ребенка: он должен ощутить сопричастность к успехам и неудачам коллектива;
    • Помощь друг другу: педагоги и учащиеся – члены одного коллектива
    • Доверие детям, а не игра в доверие;
    • Развитие у детей потребности  во взаимопонимании;
    • Соучастие в жизни ребенка: равнодушный педагог «рождает» равнодушных  учащихся;

    Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию аксиологического (ценностного) общения учащихся, в процессе которого они как приобщаются к ценностям, «сливаются» с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного «Я»

    Условия реализации принципа

    • Предъявление детям «очеловеченной» социальной жизни с её противоречиями;
    • Организацией поиска ценностей, становящихся ориентациями учащихся в бытии, в его познании, в его духовном и практическом преобразовании;
    • Реализация учащимися ценностных ориентаций как деривата (производное) обретенной ими свободы;
    • Постановка перед учащимися проблем, ценностное осмысление которых выводит их в широкий социокультурный контекст, с противоречиями которого сталкивается рефлектирующий  (размышляющий) ученик;

    Правила реализации принципа в практической деятельности

    • Открытие перед детьми принципиально новых «измерений» мира, себя и другого, раскрывающие смысл существования человека, который и есть требующая решения проблема;
    • Наполнение внутреннего мира учащихся ценностями, которые упорядочивают их отношения с действительностью, вносят упорядоченность в осмысляемое бытие, в ценностные критерии;
    • Введение учащихся в мир альтернативных ценностей, выбор которых становится безусловным благом для себя и для других

    Принципы реализации воспитательной системы позволяют сформулировать цель воспитательной деятельности школы — воспитание Человека, способного строить собственную жизнь, умеющего решать проблемы и адаптироваться в современных социальных условиях, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.

    Задачи:

    1. Осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;
    2. Развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;
    3. Формирование умения самовоспитания и самообразования;
    4. Обеспечение ребенку условия для максимальной самореализации;
    5. Формирование веры в себя;
    6. Создание воспитательно-образовательной среды, формирующей  у учащихся потребность в самосовершенствовании;
    7. Создание в школе благоприятной психологической атмосферы, способствующей раскрытию потенциала каждого ребенка, формирование положительной  «Я-концепции» личности;
    8. Развитие школьного ученического самоуправления, активизация деятельности школьников;
    9. Сохранение и приумножение школьных традиций;
    10. Формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников
    11. Расширение взаимодействия с различными учреждениями и организациями с целью привлечения специалистов в различные сферы воспитательной деятельности.

    Приоритетными направлениями деятельности являются:

    • Формирование в коллективах отдельных классов и школы в целом  климата психологической безопасности путем осознанной деятельности детей и взрослых.
    • Активизация мер по повышению роли воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
    • Повышение профессионального уровня воспитательной деятельности, создание условий для профессионального роста и творчества педагогов в воспитании.
    • Формирование эффективной системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности; работа с семьями, находящимися в социально опасном положении и группы риска.
    • Профилактика правонарушений, преступлений и бродяжничества несовершеннолетних.
    • Активизация деятельности школьного актива и ученического самоуправления.
    • Активизация деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.
    • Расширение взаимодействия с организациями и учреждениями города, СМИ.

    Поставленная основная цель воспитания и социализации и вытекающие из нее задачи реализуются при помощи воспитательной программы «Я и мир вокруг», состоящей из следующих подпрограмм:

    • Я-гражданин;
    • Я в мире знаний;
    • Я – человек;
    • Я в мире прекрасного;
    • Я в мире природы;
    • Я и мое здоровье
    • Я и моя семья.

    Каждая подпрограмма имеет свои задачи, содержание, определенные формы деятельности.

    Оставить комментарий

    Рубрики