Анализ методической работы в школе
5. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Анализ состояния и эффективности методической работы
в школе за 2011-2012 учебный год.
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной деятельности и педагогической поддержке в соответствии с его профессиональными потребностями с целью достижения поставленных перед школой задач.
Методическая работа в 2011-2012 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс.
В 2011-2012 учебном году коллектив школы работал над методической темой:
Совершенствование системы повышения профессиональной квалификации педагогов и руководителей в условиях школы как фактор активизации методической работы в общеобразовательном учреждении. Работа над темой ведётся 2-ый год. Для решения главной задачи школы «Создание условий для реализации доступности, качества и эффективности образования, способствующих развитию и саморазвитию нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению» в школе были созданы следующие условия:
- составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень,
- соответствующий стандарту образования, дающий возможность для успешного продолжения образования выпускниками школы;
- создана и утверждена структура методической службы школы;
- все методические объединения имели чёткие планы работы, вытекающие из общешкольного плана;
- мониторинг в основе ВШК – одно из условий эффективности работы школы;
- работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни;
- работа по улучшению материально-технической базы кабинетов;
- работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе.
В 2011-2012 учебном году перед методической службой школы была поставлена цель: Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителей в условиях создания новой модели школы.
Для её реализации были сформулированы следующие задачи:
1. Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, систематической профессиональной подготовке кадров.
2. Отработать скорректированность планов и программ с точки зрения рекомендаций к базисному учебному плану.
3. Продолжить диагностирование уровня развития детей, состояние их физического и психического развития.
4. Изучать и внедрять в практику новые педагогические технологии.
5. Активизировать работу учителей над темами самообразования.
6. Разнообразить формы методической работы.
7. Проводить работ по совершенствованию комплексной программы воспитания учащихся, формированию у них высоких моральных качеств.
8. Совершенствовать работу по преемственности между первой ступенью обучения и средним звеном.
В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
- работа педагогического совета как коллективная методическая деятельность;
- работа методического совета – коллективная методическая деятельность стабильной творческой группы учителей;
- подбор и расстановка кадров;
- повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;
- работа с МО, творческими группами учителей – групповая методическая деятельность;
- индивидуально-методическая и инновационная деятельность – обобщение опыта работы;
- обеспечение методической работы;
- диагностико-аналитическая деятельность, психолого-педагогическая деятельность;
- обновление методической оснащённости кабинетов.
При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Формы методической работы:
1). Тематические педагогические советы.
2). Методический совет.
3). Методические школьные объединения учителей.
4). Работа учителей над темами самообразования.
5). Открытые уроки, их анализ.
6). Взаимопосещение и анализ уроков.
7). Предметные, методическая и проектная недели.
8). Педагогический мониторинг.
9). Разработка методических рекомендаций в помощь учителю.
10). Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.
11). Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
12). Аттестация.
13). Анализ методической работы по направлениям деятельности.
14). Проведение педсоветов.
В прошедшем учебном году было проведено три тематических педсовета и пять нетематических педсоветов, что соответствовало составленному плану методической работы.
Тематические педсоветы (2011-2012 учебный год)
Совершенствование воспитательной работы в школе .
О результатах внедрения ФГОС на 1 ступени начального образования: успехи и проблемы.
Новые подходы к оценке качества естественно-математического образования (ЕГЭ,ГИА).
Все педагогические советы были подготовлены и проводились исходя из поставленной задачи «Педсовет как технология», в связи с чем в их структуру были включены следующие технологии:
- работа творческой группы учителей по подготовке к педсовету;
- демонстрация презентаций по теме педсовета с комментариями заместителя директора по УВР, учителя;
- анализ и самоанализ деятельности педагогического коллектива.
Цель проведения педсоветов – коллективно выработать управленческое решение по созданию условий для эффективного сотрудничества членов школьного коллектива по той или иной методической проблеме.
2 Работа методического совета школы.
Цель: выявление результативности деятельности методического совета в решении поставленных задач.
Было проведено пять заседаний методического совета, на которых рассматривались следующие вопросы:
1. Анализ методической работы за прошлый год. Основные задачи методической службы на 2011-2012 учебный год:
2. Утверждение планов работы ШМО.
3. Утверждение программ вариативной части учебного плана.
4. Утверждение графика проведения школьных олимпиад, предметных недель.
5. Об образовательной программе НОО и соответствии рабочих учебных предметов для 1 класса, календарно – тематического планирования требованиями ФГОС НОО.
6. О соответствии рабочих программ курсов внеурочной деятельности для 1 класса требованиям ФГОС НОО.
7. Диагностика готовности к введению ФГОС.
Проведение стартовой диагностики для первоклассников.
8. Адаптация учащихся 1 класса.
9. Реализация программ «Одаренные дети». Анализ проведения предметных недель.
10. Итоги методической работы за год.
Одной из основных задач, сформулированных в результате анализа работы ШМО школы, в 2011-2012 учебном году была поставлена задача совершенствования педагогического мастерства, обучение педагогов технологии проектной и исследовательской деятельности, привлечение учащихся к проектной и исследовательской деятельности, создания системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями, внедрение ФГОС НОО. В соответствии с методической темой школы была продолжена работа педагогов над темами самообразования.
В результате повышения квалификации учителей повысился уровень владения педагогов школы инновационными технологиями образования. В планировании методической работы МО старались отобрать тот комплекс мероприятий, который бы позволил, исходя из особенностей школы, наиболее эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед ними.
Анализируя образовательную деятельность МО, можно отметить следующие аспекты:
Реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов всех уровней образования, была направлена на защиту интересов и прав обучаемых;
Все учителя-предметники осуществляли образовательный процесс по рабочим программам, основу которых составляют программы Министерства образования РФ для общеобразовательных школ.
По-прежнему остается неэффективной работа по предъявлению и обобщению передового педагогического опыта. Основной проблемой по данному направлению является нежелание педагогов готовить аналитические материалы, ввиду объёма предстоящей работы; неумением большинства педагогов систематизировать собственные наработки, а также недостаточное владение ИКТ учителями.
Традиционными видами работы ШМО школы являются предметные недели. В 2011-2012 учебном году были проведены предметные недели гуманитарных наук начальных классах, математики и физики, иностранного языка.
Важным направлением работы ШМО и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую
систему повышения квалификации и аттестации на более высокую квалификационную категорию. В 2011-2012 учебном году прошли курсовую подготовку 5 из них 3 по ФГОС.
3. Проведение открытых уроков.
Открытые уроки проводились учителями нашей школы в рамках подготовки к педсоветам, семинарам и заседаниям ШМО. Особое внимание в работе кафедр и администрации школы уделяется совершенствованию форм и методов организации урока.
По всем открытым урокам учителя дали самоанализ, сдали конспекты, а также были заполнены экспертные листы. Все мероприятия получили высокую оценку своих коллег.
У учителей вызывает затруднение проведение самоанализа урока и составление конспекта, проведенного мероприятия.
Кроме открытых уроков администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля. Основные цели посещения уроков и контроля:
- знакомство с профессиональной подготовкой молодых специалистов с целью оказания им методической помощи;
- знакомство с профессиональной подготовкой вновь пришедших учителей с целью выявления и изучения опыта работы;
- классно-обобщающий контроль в 5-х классах по определению степени адаптации учащихся к обучению на второй ступени, сформированности их ЗУН, способности к продолжению образования, единства требований учителей-предметников к учащимся 5-х классов, учету индивидуальных особенностей учащихся;
- тематический контроль в гимназических классах по выявлению форм работы учителей по развитию творческих способностей учащихся и использованию заданий исследовательского характера;
- роль внеурочных занятий в повышении уровня ЗУН и интеллектуальных способностей учащихся;
- готовность учителей к проведению мероприятий по охране здоровья и предупреждению травматизма;
- организация повторения и подготовки к государственной итоговой аттестации, ГИА с использованием механизмов независимой оценки знаний;
По итогам классно-обобщающего контроля был проведен малый педсовет по 5-м классам совместно с учителями начальной школы.
Администрацией школы в 2011-2012 учебном году было посещено — урочных и внеурочных мероприятий Все уроки, индивидуально-групповые занятия и внеклассные мероприятия были проанализированы, даны рекомендации.
Выводы:
Из посещенных уроков большинство достигло поставленных целей полностью, частично – у молодых специалистов и учителей, нуждающихся в методической помощи. Наиболее подробно удалось исследовать, как осуществлялся процесс изучения нового материала, контроля и коррекции знаний. Большинство уроков (83%) даны на оптимальном и хорошем уровне.
Выявлены затруднения большинства учителей:
Причины этих трудностей:
— изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся, увеличилась информативность учебного материала;
— опытные учителя не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения;
— изложение учебного материала в учебниках остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений, практический материал учебников сильно отстает от заданий ГИА_9;
— нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей учащегося.
Рекомендации:
— в следующем учебном году запланировать проблемный педсовет с учетом индивидуальных потребностей учителей и результатов их диагностирования;
— провести открытые уроки в рамках взаимопосещения и методической недели по особо западающим вопросам профессиональных ЗУН.
Проводился внутришкольный мониторинг, одним из направлений которого является отслеживание качества обучения учащихся школы. Были разработаны планы посещения уроков в соответствии с целями посещения. Проводились индивидуальные беседы с учителями по организации и проведению уроков.
Методическая тема школы и вытекающие из нее темы ШМО соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. Все учителя объединены в предметные объединения, т. е. вовлечены в методическую систему школы. Тематика заседаний ШМО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. Главное в методической работе школы – оказание реальной действенной помощи учителям. В нашей школе за 2011-2012 учебный год поставленные задачи в основном успешно реализованы.