Свежие комментарии
    Рубрики
    Счетчики


    Яндекс.Метрика




    postheadericon Анализ методической работы в школе

    5. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

    Анализ состояния и эффективности методической работы
    в школе за 2011-2012 учебный год.

    Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной деятельности и педагогической поддержке в соответствии с его профессиональными потребностями с целью достижения поставленных перед школой задач.

    Методическая работа в 2011-2012 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс.

    В 2011-2012 учебном году коллектив школы  работал над  методической темой:

    Совершенствование  системы повышения профессиональной квалификации педагогов и руководителей в условиях школы как фактор активизации методической работы в общеобразовательном учреждении. Работа над темой ведётся 2-ый год. Для решения главной задачи школы «Создание условий для реализации доступности, качества и эффективности образования, способствующих развитию и саморазвитию нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению» в школе были созданы следующие условия:

    • составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень,
    • соответствующий стандарту образования, дающий возможность для успешного продолжения образования выпускниками школы;
    • создана и утверждена структура методической службы школы;
    • все методические объединения  имели чёткие планы работы, вытекающие из общешкольного плана;
    • мониторинг в основе ВШК – одно из условий эффективности работы школы;
    • работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни;
    • работа по улучшению материально-технической базы кабинетов;
    • работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе.

    В 2011-2012 учебном году перед методической службой школы была поставлена цель: Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителей в условиях создания новой модели школы.

    Для её реализации были сформулированы следующие задачи:


    1. Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, систематической профессиональной подготовке кадров.

    2. Отработать скорректированность планов и программ с точки зрения рекомендаций к базисному учебному плану.

    3. Продолжить диагностирование уровня развития детей, состояние их физического и психического развития.

    4. Изучать и внедрять в практику новые педагогические технологии.

    5. Активизировать работу учителей над темами самообразования.

    6. Разнообразить формы методической работы.

    7. Проводить работ по совершенствованию комплексной программы воспитания учащихся, формированию у них высоких моральных качеств.

    8. Совершенствовать работу по преемственности между первой ступенью обучения и средним звеном.

    В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

    • работа педагогического совета как коллективная методическая деятельность;
    • работа методического совета – коллективная методическая деятельность стабильной творческой группы учителей;
    • подбор и расстановка кадров;
    • повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;
    • работа с МО, творческими группами учителей – групповая методическая деятельность;
    • индивидуально-методическая и инновационная деятельность – обобщение опыта работы;
    • обеспечение методической работы;
    • диагностико-аналитическая деятельность, психолого-педагогическая деятельность;
    • обновление методической оснащённости кабинетов.

     

    При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

    Формы методической работы:

    1).          Тематические педагогические советы.

    2).          Методический совет.

    3).          Методические школьные объединения учителей.

    4).          Работа учителей над темами самообразования.

    5).          Открытые уроки, их анализ.

    6).          Взаимопосещение и анализ уроков.

    7).          Предметные, методическая и проектная недели.

    8).          Педагогический мониторинг.

    9).          Разработка методических рекомендаций в помощь учителю.

    10).      Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.

    11).      Организация и контроль курсовой подготовки учителей.

    12).      Аттестация.

    13).      Анализ методической работы по направлениям деятельности.

    14).      Проведение педсоветов.

    В прошедшем учебном году было проведено три тематических педсовета и пять нетематических педсоветов, что соответствовало составленному плану методической работы.

    Тематические педсоветы (2011-2012 учебный год)

    Совершенствование воспитательной работы в школе .

    О результатах  внедрения ФГОС на 1 ступени начального образования: успехи и проблемы.

    Новые подходы к оценке качества естественно-математического образования (ЕГЭ,ГИА).

    Все педагогические советы были подготовлены и проводились исходя из поставленной задачи «Педсовет как технология», в связи с чем в их структуру были включены следующие технологии:

    • работа творческой группы учителей по подготовке к педсовету;
    • демонстрация презентаций по теме педсовета с комментариями заместителя директора по УВР, учителя;
    • анализ и самоанализ деятельности педагогического коллектива.

    Цель проведения педсоветов – коллективно выработать управленческое решение по созданию условий для эффективного сотрудничества членов школьного коллектива по той или иной методической проблеме.

    2 Работа методического совета школы.

    Цель: выявление результативности деятельности методического совета в решении поставленных задач.

    Было проведено пять заседаний методического совета, на которых рассматривались следующие вопросы:

    1. Анализ методической работы за прошлый год. Основные задачи методической службы  на  2011-2012 учебный год:

    2.   Утверждение планов работы ШМО.

    3. Утверждение программ вариативной части учебного плана.

    4. Утверждение графика проведения школьных олимпиад, предметных недель.

    5. Об образовательной программе НОО и соответствии рабочих учебных предметов для 1 класса, календарно – тематического планирования требованиями ФГОС НОО.

    6. О соответствии рабочих программ курсов внеурочной деятельности для 1 класса требованиям ФГОС НОО.

    7. Диагностика готовности к введению ФГОС.

    Проведение стартовой диагностики для первоклассников.

    8. Адаптация учащихся 1 класса.

    9. Реализация программ «Одаренные дети». Анализ проведения предметных недель.

    10. Итоги методической работы за год.

    Одной из основных задач, сформулированных в результате анализа работы ШМО школы, в 2011-2012 учебном году была поставлена задача совершенствования педагогического мастерства, обучение педагогов технологии проектной и исследовательской деятельности, привлечение учащихся к проектной и исследовательской деятельности, создания системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями, внедрение ФГОС НОО. В соответствии с методической темой школы была продолжена работа педагогов над темами самообразования.

    В результате повышения квалификации учителей повысился уровень владения педагогов школы инновационными технологиями образования. В планировании методической работы МО  старались отобрать тот комплекс мероприятий, который бы позволил, исходя из особенностей школы, наиболее эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед ними.

    Анализируя образовательную деятельность МО, можно отметить следующие аспекты:

    Реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов всех уровней образования, была направлена на защиту интересов и прав обучаемых;

    Все учителя-предметники осуществляли образовательный процесс по рабочим программам, основу которых составляют программы Министерства образования РФ для общеобразовательных школ.

    По-прежнему остается неэффективной работа по предъявлению и обобщению передового педагогического опыта. Основной проблемой по данному направлению является нежелание педагогов готовить аналитические материалы, ввиду объёма предстоящей работы; неумением большинства педагогов систематизировать собственные наработки, а также недостаточное владение ИКТ учителями.

    Традиционными видами работы ШМО  школы являются предметные недели. В 2011-2012 учебном году были проведены предметные недели  гуманитарных наук начальных классах, математики и физики, иностранного языка.

    Важным направлением работы ШМО и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую

    систему повышения квалификации и аттестации на более высокую квалификационную категорию. В 2011-2012 учебном году прошли курсовую подготовку 5 из них 3 по ФГОС.

    3. Проведение открытых уроков.

    Открытые уроки проводились учителями нашей школы в рамках подготовки к педсоветам, семинарам и заседаниям ШМО.  Особое внимание в работе кафедр и администрации школы уделяется совершенствованию форм и методов организации урока.

    По всем открытым урокам учителя дали самоанализ, сдали конспекты, а также были заполнены экспертные листы. Все мероприятия получили высокую оценку своих коллег.

    У учителей вызывает затруднение проведение самоанализа урока и составление конспекта, проведенного мероприятия.

    Кроме открытых уроков администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля. Основные цели посещения уроков и контроля:

    • знакомство с профессиональной подготовкой молодых специалистов с целью оказания им методической помощи;
    • знакомство с профессиональной подготовкой вновь пришедших учителей с целью выявления и изучения опыта работы;
    • классно-обобщающий контроль в 5-х классах по определению степени адаптации учащихся к обучению на второй ступени, сформированности их ЗУН, способности к продолжению образования, единства требований учителей-предметников к учащимся 5-х классов, учету индивидуальных особенностей учащихся;
    • тематический контроль в гимназических классах по выявлению форм работы учителей по развитию творческих способностей учащихся и использованию заданий исследовательского характера;
    • роль внеурочных занятий в повышении уровня ЗУН и интеллектуальных способностей учащихся;
    • готовность учителей к проведению мероприятий по  охране здоровья и предупреждению травматизма;
    • организация повторения и подготовки к государственной итоговой аттестации,  ГИА с использованием механизмов независимой оценки знаний;

    По итогам классно-обобщающего контроля был проведен малый педсовет по 5-м классам совместно с учителями начальной школы.

    Администрацией школы в 2011-2012 учебном году было посещено — урочных и внеурочных мероприятий Все уроки, индивидуально-групповые занятия и внеклассные мероприятия были проанализированы, даны рекомендации.

    Выводы:

    Из посещенных уроков большинство достигло поставленных целей полностью, частично – у молодых специалистов и учителей, нуждающихся в методической помощи. Наиболее подробно удалось исследовать, как осуществлялся процесс изучения нового материала, контроля и коррекции знаний. Большинство уроков (83%) даны на оптимальном и хорошем уровне.

    Выявлены затруднения большинства учителей:

    Причины этих трудностей:

    — изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся, увеличилась информативность учебного материала;

    — опытные учителя не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения;

    — изложение учебного материала в учебниках остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений, практический материал учебников сильно отстает от заданий  ГИА_9;

    — нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей учащегося.

    Рекомендации:

    — в следующем учебном году запланировать проблемный педсовет с учетом индивидуальных потребностей учителей и результатов их диагностирования;

    — провести открытые уроки в рамках взаимопосещения и методической недели по особо западающим вопросам профессиональных ЗУН.

    Проводился внутришкольный мониторинг, одним из направлений которого является отслеживание качества обучения учащихся школы. Были разработаны планы посещения уроков в соответствии с целями посещения. Проводились индивидуальные беседы с учителями по организации и проведению уроков.

    Методическая тема школы и вытекающие из нее темы ШМО соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. Все учителя  объединены в предметные объединения, т. е. вовлечены в методическую систему школы. Тематика заседаний ШМО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. Главное в методической работе школы – оказание реальной действенной помощи учителям. В нашей школе за 2011-2012 учебный год поставленные задачи в основном успешно реализованы.

    Оставить комментарий

    Рубрики